chipka_ne

Categories:

Призрак оперы (ничего страшного)

Мы на той неделе опять идем в Новую Тель-Авивскую оперу на "Дон Карлоса". Странное дело, но завсегдатаем оперы я стала именно здесь, в Израиле, во исполнение заветов Теодора нашего Герцля. А ведь за плечами – три года жизни в Москве, и пятнадцать – в стольном граде Ташкенте, где Театр оперы и балета был одним из немногих по-настоящему красивых зданий (сам Щусев проектировал и японские военнопленные строили – не халам-балам). Примечание: господа ташкентцы, не обижайтесь – "одно из немногих... красивых" – это только на мой дикий, непросвещённый, глубоко провинциальный вкус! 

И так вот случилось, что в Москве в опере-балете не была ни разу (хотя хаживали по театрам, хаживали), а в Ташкенте сподобилась один-единственный раз за три месяца до отъезда – наша израильская учительница иврита решила в качестве подарка на выпускной вечер сводить всю свою группу в оперу, очень уж она зданием впечатлилась, а билеты для неё стоили сущие копейки. Давали, как сейчас помню, "Риголетто" в версии "кошкины слёзки" – в том смысле, что большинство музыкантов и исполнителей к концу 1992-го года уже свалили, кто куда, скрипки звучали идеально фальшиво (угадайте, кто при советской власти исправно играл на скрипочках?), тенора пускали петуха на каждой высокой ноте, солировала, правда, несравненная Раиса Чепчеренко, но что она, бедная, могла сделать в одиночку? – к тому же её статная фигура, которой хорошо бы "коня на скаку", как-то не вписывалась в образ юной Джильды, зато разок  пригодилась в качестве опоры – когда зашатались хлипкие фанерные декорации и Джильда их весьма ловко (видно не впервые) подпёрла могучим девичьим плечиком и зафиксировала. Так что я лишь утвердилась в своём понимании оперного искусства – лучше уж это слышать, но не видеть, как растолковывал простодушный герой Джека Лондона: невозможно сострадать пузатому Ромео, каким бы безупречным тенором он не обладал! 

А вот в Израиле я оперу полюбила сильно, хотя по-прежнему мало что в ней смыслю – вот муж у меня – ого-го! – он и за партитурой следит, и дирижёра критикует, и все арии наизусть знает – а я-то что – мой учитель музыки через год мытарств слёзно попросил родителей забрать дитя из музыкальной школы, только что приплатить не пообещал, так я его достала своим уникальным отсутствием слуха. Но Тель-Авивскую Новую – люблюнимагу! – за что спросите? – за атмосфэру! За отсутствие всего, что я терпеть ненавижу – вот этого плюшево-портьерно-нафталинного с наводящими ужас многотонными люстрами (а вдруг ка-а-к навернётся!). За то, что постановки у них – одна другой круче и без золочёной фанеры. За то, что Ромео – не пузатые, и под Чио-Чио-Сан половицы не прогибаются. За то, что публика иногда доставляет удовольствие не меньшее, чем сама опера. Ну и, как честный человек, не могу не признаться – за бесплатность – у нас туда контрамарки (зацените – ведь могла бы и промолчать или намекнуть на абонементик за пару тыщ, ан нет – правдивость проклятая вечно меня компрометирует). Нет вы не подумайте, годы жизни с музыкально одарённым семейством (у мужа, его покойной мамы и двух наших дочерей слух абсолютный) сделали своё дело – джентельменский набор оперных хитов и мне знаком, всякие "L'amour est un oiseau rebelle", "Costa Diva" или там "Una Furtiva Lagrima", я уж молчу про куплеты Мефистофеля, как услышу вот это вот "Le veau d'or est toujours debout!" – ух! – мороз по коже и сна ни в одном глазу! 

… А вот, кстати, о хитовых ариях – случилось нам как-то побывать здесь на "Евгении Онегине" – за деньги, между прочим, а не по контрамаркам, ибо постановка была не местная, а модного какого-то московского театра – скандальная, говорят. Чего там было скандального, я так и не врубилась, все было чинно-благородно, голым по сцене никто не бегал, баре девкам под юбку не лазали, персонажи всю дорогу сидели и песни спевали за гигантским круглым столом – даже как-то слишком пристойно (впрочем, по нынешним временам, может, в этом и есть скандальность?) На этом спектакле полным-полно было нашенских людей – Пушкин же с Чайковским, ясное дело! И нам с мужем, да и не только нам, крупно повезло с соседями по ряду – парочкой пенсионеров-репатриантов, сильно возбуждённых возможностью поностальгировать и припасть к истокам. Сначала они уселись не на свои места и долго, почти до выключения света пререкались с обладателями законных билетов, которые – бескультурные! не понимали по-русски, а чего тогда пришли на русскую оперу, спрашивается! Затем они пытались делать селфи на фоне сцены, аккурат после просьбы спрятать мобильники и не фотографировать – интеллигентные мальчики-капельдинеры, стараясь сохранить почтение к сединам с большим трудом их от этого занятия отговорили. Затем началось копание в сумочке и шуршание программкой, затем: "Боря, а ты не выпил таблетку в семь? Так выпей сейчас! Нет сейчас! Что значит, где таблетки? Ну, почему я должна обо всём думать! Как вернёмся домой – сразу выпей! Запиши, чтоб не забыть – вот здесь на программке! Ручки нет? Женщина, у вас есть ручка? Шо ж такое – никто по-русски не понимает… Ой, ну шо вы шипите – вы ж в опере, я теперь не слышу, как поют!" Конца этому не было и никакое шиканье, никакие выразительные испепеляющие взгляды не помогали. Но страдания наши были в конце концов вознаграждены – и никто из вас не догадается, как! Нет, деда с бабой не хватил инсульт. Нет, за ними не приехала полиция с мигалками. Нет, их никто не убил и даже не попытался. Просто действие дошло, наконец, до дуэли – тут старички подозрительно насторожились и примолкли и… вот оно! – когда Ленский затянул своё: "Куда, куда…", сладкая парочка вразнобой, но дружно ему подтянула непередаваемо фальшивыми хриплыми голосками – ради этого момента они и пришли! И было это так искренне и немыслимо  смешно, что у подуставшей публики как-то вся злость пропала, и, как сказали бы в Одессе, заместо злиться, все под стулья полезли от смеха. 

…А что в самом деле, мы арии Ленского сто раз не слышали? А такой вот аутентичный дуэт – где вы еще услышите, кроме как в Новой Тель-Авивской опере!

Пы. Сы. Пост не проплачен – реклама бескорыстная

Пы. Пы. Сы. У этой истории есть продолжение – следите за следующими выпусками 





  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened